Сакральные места Казахстана: наследие прошлого и духовное будущее
Казахстан – это целый удивительный мир, это полет орла в лучах солнца, это шумные реки, живущие среди гор, это тихий сайгак, бредущий по великой бескрайней степи, и чудные трели соловья ранним утром. Казахстан – это море любви, это люди, которые помогают друг другу, это взаимопонимание между взрослыми и детьми, это мир, в котором тебе всегда рады. Заботиться о родной земле – это долг каждого человека.
Наша страна – страна с огромным природным потенциалом, сокровищница минеральных ресурсов. У нас очень красивые пейзажи с удивительными объектами природы.
Главная достопримечательность Казахстана – степь. Эта земля хранит множество артефактов истории человечествр: курганы, погребные поселения, каменные изваяния. Таких величественных, овеянных загадками и легендами мест в Казахстане, немало, и торадно, что огромное количество памятников истории вошли в республиканский реестр «Сакральные объекты Казахстана».
Сакральные места – это особо почитаемын памятники проридного и культурного наследия, имеющие ценности в памяти казахского народа и выступающие в качетсве символа национального единства и возрождения. В качестве сакральных памятников выступают природно-ландшафтные объекты, такие как священные горы, пещеры, реки, урочища, древние городища, места необычных природных явлений, родовые святилища, курганы и захоронения, объекты религиозного культа, места жизни великих людей, святых, мавзолеи, храмы и иные памятники природного культтурного и исторического наследия, где поклонение составляет одно из оснований духовных традиций нашего народа. Сакральная карта создается для наших казахстанцев, чтобы они знали все исторические, легендарные места своей родины, а также для того, чтобы презентовать природные даннык Казахстана мировому сообществу. Сакральные объекты на территории любого государства – это историко-культурные наследие и ценные памятники архитектуры и религии. Казахстане тоже есть свои уникальные связенные места6 которын почитают не только местные жители, но и иностранцыю Религиозный туризм всегда был и есть. Религиозный туризм в нашей стране представлен в основном мавзолеями и мемориальными комплексамию Кроме того, народная молва приписала священные качаства многим природным объектам, таким как родники, скалы, горы, озера и прочее. Сакральная карта из года в год пополняется новыми объектами.
«Хазрет Султан» – государственный историко-культурный заповедник-музей, основанный в 1989 г. в Туркестане. Он состоит из 207 объектов, главным из которых является мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (кон. XIV- нач. XV вв.)
Мавзолей Карахана – историческое сооружение над могилой одного из самых известных правителей династии Караханидов. Мавзолей расположен в г. Тараз, дата постройки – XI век. Караханиды являются первым тюркским племенем, принявшим ислам.
Мавзолей Арыстан Баб сооружен над могилой знаменитого суфия и духовного наставника Ходжи Ахмеда Ясави. Неподалеку от древнего города Отрар (в 150 км. От Шымкента). Памятник истории и архитектуры, вероятно был построен в XII в. Паломники на пути к мавзолею Х.А. Ясави в обязательном порядке посещают и этот мавзолей.
Историко-культурный и литературно-мемориальный музей-заповедник Абая «Жидебай-Борили» – это место, в котором зарождалось творчество великого поэта казахского народа – Абая. На территории заповедника расположены музеи, где хранятся памятные и ценные вещи поэта, мемориальные памятники, мавзолеи и т.д. Сам комплекс находится в Восточном Казахстане.
Исторический комплекс «Бокей Ордасы», расположенный в Западно-Казахстанской области, был открыт в 1962 году на месте ханской ставки Бокейской орды. Бокейская или Букеевская орда была основана в 1801 году. Между Волгой и Жайыком последними потомками Чингизхана. В состав комплекса входят четыре музея: «Музей истории Букеевской Орды», «Музей истории первой школы Казахстана», «Музей Независимости», «Оружейная палата ханского дворца».
Кроме этих объектов, признанных сакральными, в список также входят:
- Мавзолей Жошы (Джучи) хана;
- Мавзолей Машхура-Жусупа Копеева;
- Мавзолей Алаша хана;
- Подземная мечеть Бекет-ата;
- Подземная мечеть Шакпак-ата;
- Историко-культурный комплекс Отпан тау;
- Мавзолей Карасай и Агынтай батыров;
- Мемориальный комплекст Коркыт-Ата;
- Мавзолей Баба Тукти Шашты Азиз;
- Мавзолей Карашаш ана;
- Мавзолей Ибрагим ата;
- Горы Улытай;
- Мавзолей Аша биби;
- Мавзолей Райымбек батыра;
- Некрополь Сисем ата и многие другие.
Пребывание на святых местах помогает нам самим стать святыми, но это обретается с годами, и она требует практики. Практики внимать духу и быть послушным. Практики пребывать нравственной чистоте. Практики испытывать благоговение перед тем, что свято. Святые места способны насытить человека особой энергетикой духовности. Для них очень важно найти источник силы и вдохновения, который поможет им встать на новый правильный путь и изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Для чего люди посещают святые места? Прежде они хотят стать ближе к Богу и ищут для этого новые возможности, стать добрее, терпимее и лучше. При этом вера действительно творит чудеса. В Алматинской области есть пять святых мест, которые посещают паломники. Все эти пять мест называют в народе «Бес Ата». Места имеют энергетическую силу. Потоки паломников и туристов стекаются к мечетям Шопан-Ата и Бекет Ата, мавзолею Арыстан Баба, в урочище Бектау Ата и аул Унгуртас. Это памятники, связанные со святыми или праведными людьми. Устойчива вера в целебную силу природных объектов Подземная мечеть Бекет Ата находится в Мангистауской области. Бекет Ата считается святым. К Бекет Ате обращаются с молитвой и надежной на избавление от болезней, придание жизненных сил. В Мангистауском заповеднике находится захоронение Шопан Аты – великого суфийского ученого и мистика\ ученика Ходжи Ахмеда Ясави и духовного наставника Бекет-Аты. Древний храм вырублен в скале. Шопан-ата прославился совершением многих чудес при жизни и после смерти паломники стремятся набрать святой воды из колодца рядом с мечетью. Считается целебным и 800-летнее тутовые дерево, растущее здесь. Его следует обнять и загадать заветное желание. Около Шымкента находится мавзолей святого Арыстан Баба. Он считается сподвижником пророка Мухаммедаю По легенде он прожил 900 лет, обладал сверхъестественными способностями, стал духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Поклонение святому несет исцеление. Многим, кто обращается к нему. Поломники набирают живоносную воду из колодца рядом с мавзолеем. Она отличается соленым вкусом, но извеливает душевные и физические раны, признаны ее целебные свойства в лечении желудочно-кишечных заболеваний.
Пещера в урочище Бектау-Ата. Около озера Балхаш расположена долина ущелий. На территории урочища на высоте 600 метров над уровнем моря находятся самай глубокая в Казахстане пещера, заполненная водой. Известно, что достаточно побыть раядом с целебным водоемом или переночевать в пещере, чтобы избавиться от недугов.
Гора около аула Унгуртас. В пустынной местности в Алматинской области есть место, которое называют «пуп Земли». Считают, что на одной из вершины здесь соединяются системы неба и земли, проводится небесная энергия. Стоят Черный и Красный камни. Около черного камня просят очистить от негативной болезненной энергии, около красного – загадывают желания об излечении.
Многие женщины обрели счастье материнства после посещения святых мест – мавзолеев Домалак Ана, Айша-Биби, Гаухар Ана, Карашаш Ана или подземного озера Коныр-Аулие. Очень хочется услышать от аксакалов, живущих вокруг таких исторических местностях много интересного о происхождении этих святых мест, совершить набольшую экскурсию, и тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут еще большую любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.
Сакральные объекты и их символы должны сформировать духовные ценности, противостоящие чуждым идеологиями, которые нам навязываются извне. В особенности это касается религиозного экстремизма. В мире идет процесс глобализации. Нам необходимо сохранить национальное лицо в период глобализации.
Прикасаясь к сакральному, становится ясно, как нам всем важно ценить и сохранять то, что обогащает наше сознание о Родине. У каждого народа, каждой цивилизации есть святые места, которые являются ценным даром, они носят общенациональный характер и составляют духовное наследие нации.
И мы обязаны сохранить это богатство для будущих потомков. Нужно беречь и сохранять бессмертное наследие – это святой долг нашего народа.
* материал подготовлен в рамках участия в конкурсе, организованный Управлением по делам религии города Алматы
Патма СУЛТАНОВА,
пенсионер