Инклюзивное образование в Казахстане

Как подготовить ребенка с особенными образовательными потребностями (ООП) к получению инклюзивного образования? С каждым годом число детей с особенными образовательными потребностями в школах и детских садах растет. Организации образования только набирают опыт в обучении таких детей.
Данную статью я подготовила для родителей, имеющих таких детей. Помощь им, как организовать маршрут коррекционных занятий дома и в организациях образования.
- Маршрут родителям через учреждения здравоохранения: в первую очередь стоит обратиться к участковому педиатру, которая выпишет направление на консультацию к невропатологу или детскому психиатру. Дальше по рекомендации врачей проводить медицинское обследование.
Ребенку предоставляются также реабилитационные услуги в медицинских учреждениях (реабилитационных центрах, в поликлиниках, в стационаре).
- Маршрут родителям через учреждения образования: ребенка надо записать на консультацию в психолого-медико-диагностическую консультацию (пмпк), которые дают консультацию и определяют тип образовательной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями. ПМПК дает направление в:
— детский сад (коррекционная группа, инклюзия в детском саду);
— КППК (кабинет психолого-педагогической коррекции, где проводят коррекционные индивидуальные и групповые занятия специалисты);
— реабилитационные центры, где также проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
— коррекционный детский сад, где также проводят коррекционные занятия специалисты;
— общеобразовательная школа, где ученик в особыми образовательными потребностями может обучаться в обычном классе (инклюзия), получать индивидуальную или адаптированную учебную программу или обучаться в коррекционном классе при общеобразовательной школе;
— коррекционная школа, где ученик с особыми образовательными потребностями обучается по коррекционной программе. Обучение ученик получает в классе либо на дому.
— медико-социальные учреждения (в ИПР-индивидуальная программа реабилитации прописано — дневной стационар, полустационар или социальные услуги на дому).
По первому маршруту – родителям необходимо проводить медицинское обследование ребенка, чтобы выявить состояние здоровья у данного ребенка. Чтоб в дальнейшем знать какие методы коррекционных занятий может посещать ребенок с ООП, а какие противопоказаны:
— проверка слуха;
— проверка зрения;
— проверка опорно-двигательного аппарата;
— проверка желудочно-кишечного тракта;
— проверка головного мозга;
— эндокринные обследования;
— иммунологические обследование;
Медицинское обследование ребенка поможет выявить различные отклонения в развитии ребенка и поможет определить его психическое состояние.
Родителям желательно ставить в известность о состоянии здоровья ребенка учебные заведения, которые посещает данный ребенок. Это поможет лучше понять психическое состояние и особенности поведения ребенка, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании. В первую очередь – не навредить или не ухудшилось состояние здоровья ребенка. Какие лекарства принимает, какие физические нагрузки показаны или противопоказаны ребенку. Диагностировать психическое развитие ребенка: эмоциональное, коммуникативное, сенсорное, моторное, речевое, умственное, формирование произвольного социального поведения и личности.
По второму маршруту: коррекционные мероприятия в организациях образования начинаются после прохождения консультации в ПМПК.
Ребенку предоставляется предметно-развивающая среда, где он может посещать индивидуальные коррекционные занятия у специалистов: педагог-психолог, логопед, дефектолог, музыка терапевт, инструктор по лечебной (адаптированной) физкультуре, эрготерапевт, сенсорная интеграция, нейропсихолог, бассейн.
Роль семьи в коррекционном процессе:
— создание благоприятной семейной среды;
— создание условия возрастного общения;
— массово-коммуникативная среда;
— культурно-созидательная среда;
При создании комфортной среды для ребенка с особыми образовательными потребностями в организациях образования родителю необходимо максимально подготовить ребенка.
В первую очередь ребенка до 3 лет научить навыкам самообслуживания: самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, посещение туалета (есть программа «туалетный тренинг»). До 5 лет научить ребенка сидеть за столом, писать ручкой, раскрашивать картинки карандашами.
При сенсорных нарушениях у ребенка (проприоцептивные, вестибулярные, тактильные, слуховые и др.): когда закрывает уши, глаза, не любит к чему-либо прикасаться, или наоборот все трогает, нюхает, облизывает, есть избирательность в еде. Родителю необходимо везти дневник наблюдения: снижение или повышение порога сенсорного дискомфорта. Многие воздействия окружающей среды на органы чувств ребенка воспринимаются им как дискомфортное и болезненные ощущения. Особенно повышенная чувствительность и ранимость отмечается при эмоциональном контакте с другим человеком (не смотрит в глаза, не идет на контакт). При таких нарушениях ребенку необходимо проводить коррекционно-развивающие занятия по сенсорной интеграции.
АВА терапия — методика, основанная на обучении ребенка функциональным и речевым навыкам. АВА-терапия подходит для детей с расстройствами аутистического спектра, так и для детей с различными формами интеллектуальной недостаточности. По данной методики коррекционные занятия проводить АВА-специалист, поведенческий аналитик.
Нейропсихология – это отрасль психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и их связь с системами головного мозга. По данной методике занятия проводит нейропсихолог.
Также есть программа «Обучение навыкам ухода за детьми» (Caregiver Skills Training). По данной программе обучают детей бытовым навыкам, навыкам самообслуживания, помогает развиваться ребенку, вовлекая его в повседневные действия и игры. Обучает родителя понимать общение ребенка, предупредить его нежелательное поведение. Данной программе лучше научиться самим родителям.
Сара ЖУМАНКУЛОВА,
дефектолог