«Отмена НДС на книги – это не просто экономическая мера. Это зрелость государства»

Интервью с Дидарой Султанмахмудовной Алиной, генеральным директором издательства «Arman-PV»
– Дидара ханым, решение об отмене НДС на книги с 1 января 2026 года стало неожиданным, но мощным прецедентом. Что это значит для отрасли и для вас лично?
– Это решение символично. Оно говорит о том, что книга вновь осознаётся как общественное благо, а не как рядовая продукция. С точки зрения отрасли, мы давно настаивали: интеллектуальный труд нельзя облагать налогом так же, как коммерческий товар. С точки зрения государства – это акт зрелости. Признание того, что культура и образование нуждаются не в поощрении, а в стратегической поддержке.
Лично для меня — это и облегчение, и вызов. Облегчение – потому что убирается один из самых парадоксальных барьеров. Вызов – потому что теперь мы обязаны использовать эту возможность для системного роста.
– В чём именно проявится это «окно возможностей»? Что станет по-другому?
– Книга – это не просто товар. Она создаётся в уникальных условиях: с высокими затратами на бумагу, логистику, авторскую работу и иллюстрации. В то же время она не продаётся так быстро, как продукты массового спроса. НДС в 12% ложился в основу себестоимости, ограничивая возможности развития, особенно в сфере детской и учебной литературы. Его отмена – это не только экономический шаг, но и культурный выбор.
«Мы всегда делали ставку на качество»
– Означает ли это, что книги станут дешевле?
– Не всегда. Но теперь у нас появляется гибкость. В условиях давления на себестоимость мы сможем либо удерживать цены на прежнем уровне, либо делать отдельные позиции более доступными. Главное – это сохранить качество. Arman-PV традиционно вкладывается в содержательную, редакционную и визуальную проработку книг. Новые условия дадут возможность развивать дополнительные серии, привлекать авторов и расширять читательскую аудиторию.
– Расскажите, какие проекты были ключевыми для «Arman-PV» в 2025 году.
– Мы завершили несколько значимых направлений. Среди них – новые учебники по физике, цифровой грамотности, русскому и казахскому языкам. Все они разработаны с учётом функциональной грамотности, навыков XXI века, визуального восприятия, языковой среды. Это уже не просто пособия — это образовательные экосистемы.
Параллельно мы усилили цифровое направление. Продолжаем развивать платформу ekitap.kz, где размещаются электронные версии учебников и дополнительные ресурсы. Цифровизация и ИИ меняют формат обучения, поэтому онлайн-учебникам мы уделяем приоритетное внимание – как равноправному элементу образовательной среды.
– Какие сложности сегодня стоят перед издателем учебников?
– Один из главных вызовов – стремительность изменений. Ранее, например, было рекомендовано включать в учебники цифровые ссылки. Это был правильный шаг в своё время: мы выходили в цифровую эпоху.
Но что произошло? Через три-четыре года часть ссылок перестала работать, другие вели на совсем иной контент. В итоге – переиздали отдельные учебников. Потому что цифровая среда изменилась. Это объективная данность.
Поэтому сегодня учебник должен быть живым документом. Не застывшим продуктом, а конструкцией, которая поддерживается, обновляется и анализируется даже после печати.
– Как устроен процесс экспертизы учебников в Казахстане? Насколько он строгий?
– Экспертиза учебников в Казахстане – это централизованный и регламентированный процесс. До того как учебник попадёт в школу, он обязательно проходит комплексную государственную проверку: методическую, педагогическую, лингвистическую и техническую.
Координация этой процедуры – функция Республиканского центра экспертизы содержания образования, который обеспечивает содержательную и формальную оценку всех компонентів. Именно этот орган принимает окончательное решение о соответствии учебника утверждённым стандартам. С этого года Центр экспертизы содержания образования напрямую привлекает авторов учебников к обсуждению новых учебных программ. Это — позитивный шаг, который усиливает обратную связь между авторами и экспертами, а также способствует совершенствованию содержания учебных материалов.
На практике авторы и издательства не участвуют напрямую в процессе экспертизы — они получают уже итоговые замечания. Тем не менее, в последние годы ощущается постепенное движение к большей открытости: учителя стали активнее высказывать свои мнения, и это учитывается при последующих разработках. Это важный шаг к повышению качества и прикладной ценности учебной литературы.
– Что говорит об этих учебниках педагогическое сообщество?
– Мы получаем содержательные и обоснованные отзывы от практикующих педагогов – и это для нас один из ключевых индикаторов качества. Особенно положительно воспринимаются учебники новой генерации по цифровой грамотности, физике, русскому и казахскому языкам. Учителя отмечают чёткую структуру, визуальную грамотность, логичную подачу и ориентацию на реальные жизненные задачи.
В Казахстане действует модель свободного выбора учебников на уровне школы. Если эта система будет реализована прозрачно и профессионально – это может стать качественным поворотом. Потому что именно учитель, находясь в ежедневной практике, лучше всех понимает, какой учебник действительно работает в классе.
Для нас обратная связь от педагогов – это не формальность, а элемент стратегического развития. Именно через неё мы видим, насколько книга жизнеспособна, где она помогает, а где требует точечной доработки. Это профессиональный диалог, который мы стремимся развивать.
– Чем вдохновляетесь лично вы? Что даёт импульс?
– Само ощущение, что ты работаешь на перспективу. Когда мы получаем сообщение от учителя: «Ребёнку интересно. Я вижу, что он включился» — это мотивирует сильнее, чем любые рейтинги. Потому что за каждой такой реакцией — рост. Мы проектируем образовательную среду. И это –– И в завершение: какое слово вы бы хотели оставить отрасли на этом рубеже?
– Не бояться меняться. Не бояться обновлять учебники. Не бояться работать с критикой. Потому что если книга живёт в обществе – она будет требовать коррекции, адаптации, диалога.
И второе: понимать, что культура и образование – это не расходы. Это инвестиции в устойчивость страны. Отмена НДС – только первый шаг. Дальше – ответственность уже на нас: использовать этот ресурс с умом.